Некоммерческое партнёрство "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВОДНЫХ ПРОБЛЕМ"

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

В. А . Кривошей

Статья опубликована в журнале "Транспортная безопасность и технологии" - №4, 2008

Сегодня на водных путях Российской Федерации насчитывается 335 комплексов судоходных гидротехнических сооружений. Практически все сооружения являются потенциально опасными для обеспечения жизнедеятельности населения и экономики страны. Важность обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений обусловлена имеющимися проблемами и теми возможными последствиями, которые могут возникнуть в результате аварий на ГТС. Последние годы состояние сооружений постоянно ухудшается, процент износа растет. Аварийность на российских сооружениях превышает среднемировой уровень в 2.5 раза.

Если сравнить состояние гидротехнических сооружений, которое было пять лет назад и то, что сейчас, то будет видно, что несмотря на трехрехкратное увеличение финансирования ГТС ситуация с безопасностью сооружений не только не улучшилась, но даже ухудшилась. Больше стало сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности. Так количество аварийных сооружений возросло более чем в 3 раза, а количество предаварийных сооружений – в 2.5 раза.

Сказать, почему это происходит довольно трудно, но уже сейчас можно предположить, что: с одной стороны это объективные причины, вызванные недоремонтом сооружений в предыдущие годы; с другой стороны это возможно связано с различными подходами в оценке деклараций безопасности сооружений.

Сегодня имеется 12 экспертных центров по безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Каждый экспертный центр имеет разный уровень специалистов и свое понимание безопасности гидротехнических сооружений. Поэтому оценка деклараций безопасности также может быть разной.

Разными являются и критерии безопасности, поскольку они разрабатываются разного уровня специалистами государственных бассейновых управлений. Единого подхода нет, а поэтому оценки соответствия критериям показателей состояния гидротехнических сооружений также разные. Даже по штрабному бетону одного плавучего рыма сооружение может быть признано аварийным, что никак не вяжется с федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» и поэтому справедливо отклоняется специалистами Ространснадзора.

Или другой пример. Можно ли сегодня, например, говорить об объективности оценок состояния сооружений, если начали проводиться конкурсы на одновременную разработку деклараций безопасности сооружений и их экспертизу. Сам разработал декларацию, а затем сам же и провел ее экспертизу. С этим надо заканчивать, иначе фактического состояния сооружений мы никогда знать не будем, но неприятности будут гарантированы.

Минусом, по-видимому, является то, что усложнилась система разработки нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения. Ранее Департамент внутренних водных путей, выполнявший функции органа государственного надзора, сам вносил предложения по разработке нормативных правовых и нормативных технических документов, сам организовывал разработку этих документов, а в некоторых случаях и сопровождал прохождение этих документов через Минюст.

Сегодня ситуация другая. Таких возможностей нет ни у Росморречфлота, ни у Ространснадзора, что не позволяет быстро реагировать на меняющиеся условия и ликвидировать те проблемы, которые возникают.

Возьмите, например ситуацию с Правилами декларирования безопасности судоходных сооружений, подписанные еще С.О.Франком. Эти Правила не были зарегистрированы в Минюсте, но они хорошо работали, объединяя и государственные бассейновые управления, и экспертные центры по безопасности сооружений, и орган государственного надзора. Только за последний год по этим Правилам мы провели около 40 экспертиз деклараций безопасности и каких – либо серьезных замечаний по ним не было.

Правила можно было доработать и зарегистрировать в Минюсте, но наше предложение в этой части поддержки не получило. В июле этого года по требованию Минюста Правила Декларирования отменены, а нового ничего нет.

Конечно, можно и дальше ждать выхода технических регламентов, но правила декларирования они не заменят, а отсюда неизбежное снижение качества подготовки деклараций и требований со стороны экспертных центров. Инспекторы органа надзора также окажутся в незавидном положении, поскольку вынуждены будут высказывать свою личную точку зрения по безопасности сооружений, не основанную на нормативных правовых актах.

Сюда следует добавить продолжающееся сокращение квалифицированных специалистов, что не позволяет проводить эффективный мониторинг показателей состояния сооружений и затрудняет разработку и уточнение критериев безопасности сооружений.

Во многом это относится и к отраслевым институтам, чьи возможности выполнения актуальных для отрасли работ, направленных на обеспечение безопасности сооружений существенно ограничены и продолжают сокращаться.

В этих условиях нагрузка на орган надзора будет только увеличиваться, что, безусловно, будет сопровождаться и сбоями в работе.

Минимизировать возможные негативные последствия можно будет только созданием комплексной системы безопасности, которая должна включать эффективную и экономически оправданную структуру управления, ответственность за действия и бездействие, ведущие к снижению уровня безопасности ГТС, нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение ГТС, единую информационную систему обеспечения безопасности ГТС, а также необходимые ресурсы, включая финансы, материально-техническое обеспечение и кадры.

Основой для такой системы может быть федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», реализация которого должна включать совместные организационно-технические мероприятия Федерального агентства морского и речного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также координацию мероприятий со стороны Министерства.

В качестве необходимых первоочередных мероприятий можно назвать: разработку единых критериев безопасности судоходных гидротехнических сооружений; разработку правил декларирования безопасности судоходных гидротехнических сооружений; мониторинг ГТС с выявлением наиболее опасных и предаварийных ГТС; установление уровня безопасности ГТС, исходя из единых критериев безопасности.

В долгосрочном плане необходимы: приведение ГТС в нормативное состояние; совершенствование всей нормативно-технической документации ГТС; совершенствование ресурсного обеспечения ГТС, базирующегося на научно- обоснованных нормативах; совершенствование прогнозирования, планирования и координации вопросов безопасности ГТС.

Наличие таких мер позволит реально улучшить ситуацию с безопасностью судоходных сооружений и существенно облегчит работу специалистов в области надзора за безопасностью СГТС.