Речной транспорт является старейшим видом транспорта. На протяжении многих веков он играл огромную роль в формировании и развитии государств. С его помощью налаживались отношения, развивалась торговля, перебрасывались войска.
Перетаскивая суда через волоки, преодолевая многочисленные мели и пороги, подвергаясь постоянной опасности и проявляя необыкновенные судоходные качества, русские люди осваивали все новые и новые реки. Так был освоен водный путь из «Варяг в Греки», соединивший Варяжское море с Русским. Так были освоены реки Волга и Кама. Так были освоены реки Сибири и Дальнего Востока. Одновременно шло совершенствование обстановки, улучшение габаритов пути, шлюзование рек и строительство соединительных каналов. За период с 1933г. по 1964г. были построены и введены эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь.
К 1965г. была создана не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система европейской части России (ЕГС) протяженностью 6.5 тыс. км и глубиной 365 см.
В 1967г. Минречфлотом России было принято решение об увеличении глубины на ЕГС с 365 см до 400см. С принятием этого решения началось укрепление гидротехнических сооружений, достройка парапетов шлюзов и подходных каналов, а также массовое строительство дноуглубительного флота, которым ежегодно в руслах рек перерабатывалось до 500 млн. м куб. грунта.
Сегодня внутренние водные пути это мощный инфраструктурный комплекс, обеспечивающий транспортные связи с 26 республиками, краями, национальными автономными округами и 42 областями России. Протяженность внутренних водных путей составляет 101.7 км. На внутренних водных путях эксплуатируется 723 судоходных гидротехнических сооружения, включая 110 шлюзов, один судоподъемник, 8 насосных станций.
В соответствии с Европейским соглашением об основных внутренних водных путях международного значения, водные пути Единой глубоководной системы Европейской части России по своим параметрам отнесены к наивысшему классу внутренних водных путей, непосредственно связанных с важнейшими морскими бассейнами и транснациональными железными дорогами и автомагистралями.
С развитием внутренних водных путей развивался и речной транспорт. Ежегодно строились и вводились в эксплуатацию более 700 различных судов, включая теплоходы типа «Волго-Дон» и «Волго-нефть» грузоподъемностью 5000 тонн, а также современные туристические суда пассажировместимостью до 400 человек. В результате к 1995 году на учете в Российском речном регистре состояло около 42 тысяч различных судов, в том числе около 1 тысячи судов «река-море».
Ежегодно росли и перевозки. Так, если в 1913году речным транспортом перевозилось примерно 35 миллионов тонн груза, то в 1961г. перевозки составляли уже 223 млн. тонн грузов, а в 1988 г. – 582.3 млн. тонн. При этом перевозилось около 100 млн. пассажиров.
Вместе с тем, как показала практика, это только видимая и самая радужная сторона функционирования речного транспорта, как отрасли. Менее приятную картину рисует анализ речных перевозок и их удельный вес в общем объеме грузоперевозок.
Так, если в 1913 г. речным транспортом России перевозилось 29 процентов всех перевезенных грузов, то в 1928г. перевозилось уже 27.1 процентов грузов, а в 1990г. только 4.5 процента.
Грузопотоки росли, флот строился, а относительное влияние водного транспорта на экономику все более и более уменьшалось. После 1990г. ситуация на водном транспорте стала резко ухудшаться. Произошло обвальное падение речных перевозок, которые упали до 100 млн. тонн и менее 18 млн. пассажиров. Речной транспорт оказался неконкурентоспособным, что привело к его массовому выводу из эксплуатации. Количество судов, находящихся на учете в Российском речном регистре, уменьшилось более чем в два раза, а остающиеся на сегодняшний день суда имеют средний возраст около 30 лет.
К 2007г. произошло некоторое оживление речных перевозок, которые достигли 153.4 млн. тонн. Но в общем объеме перевозки грузов (12068.8 млн. тонн) их удельная составляющая оказалась еще меньше - 1.27 процента. Пассажиров в этом году речным транспортом было перевезено 21.5 млн. человек или 0.085 процента от общего объема перевозки пассажиров (25023.2 млн. человек).
К 2009г. ситуация на речном транспорте снова ухудшилась. Общий объем перевозок упал ниже 100 млн. тонн, что составляет уже менее 1 процента от общего объема перевозки грузов. При этом флот практически не строится (за исключением незначительного количества судов река-море), быстро стареет, а его конкурентоспособность все более и более падает.
Анализируя сложившееся на речном транспорте положение, нетрудно заметить, что это результат грубых системных ошибок, допущенных Минречфлотом России. Гоняясь за объемами перевозки грузов и тонно-километрами, строили самые большие в мире речные суда и подстраивали под них реки (углубляли, расширяли и спрямляли), аргументируя это тем, что речной транспорт это самый экономичный, самый экологичный и самых безопасный вид транспорта. С этим трудно спорить. Во всем мире благодаря перечисленным характеристикам речной транспорт востребован и быстро развивается. В отдельных странах им перевозится до 15 процентов от общего объема перевозимых грузов. Но что касается России, то здесь ситуация совершенно другая. Строя самый большой в мире речной флот, подгоняя под него реки и каналы, и тратя при этом огромные средства, упустили из виду вопрос себестоимости перевозок, в результате чего значительная часть грузопотоков, принадлежащих речному транспорту, оказалась у его основного конкурента – железнодорожного транспорта.
По данным ряда ученых в 1950 г. себестоимость речных перевозок была примерно на 23 процента меньше, чем на железной дороге. В 1970 г. себестоимость речных перевозок превысила себестоимость железнодорожных перевозок на 5 процентов, а к 1990г. – на 42 процента. В дальнейшем себестоимость речных перевозок несколько уменьшилась, но все равно оказалась примерно на 25-30 процентов выше, чем на железнодорожном транспорте.
В результате роста себестоимости речных перевозок грузонапряженность внутренних водных путей существенно сократилась и в настоящее время примерно в 7 раз ниже, чем в среднем в мире. На один км внутренних водных путей в России приходится всего 1 тыс. тонн перевозимого груза. В Китае на 1 км пути приходится около 10 тыс. тонн перевозимого груза, в США – примерно 12 тыс. тонн, а в Германии – более 30 тыс. тонн.
Не менее тяжелая ситуация сложилась и с пассажирскими перевозками. Практически все «Зори», «Восходы» и «Ракеты», являвшиеся ранее гордостью речного флота, оказались убыточными и выведены из эксплуатации. Большие туристические суда, за исключением курсирующих по некоторым привлекательным маршрутам, также являются нерентабельными. Отработав 50, а иногда и более лет, многие туристические суда морально и физически устарели. Металлоемкость таких судов существенно выше, чем у зарубежных аналогов. Затраты топлива в 2 раза, а иногда и в 3 раза больше, чем у современных зарубежных моделей. Экипажи судов также превосходят экипажи судов своих зарубежных коллег. Доставшись по наследству от Советского Союза, российские речные суда все чаще перепродаются, постепенно приходят в негодность и выводятся из эксплуатации. Прекращение работы большинства таких судов – дело ближайшего времени.
Из приведенных данных видно, что Россия, располагая самыми протяженными и самыми современными внутренними водными путями в мире, использует их крайне неэффективно. Причем, объяснить это только объективными причинами, например, ограниченным периодом навигации или быстрым развитием других видов транспорта, никак нельзя. Огромную роль в неэффективности речных перевозок играют субъективные факторы: непродуманное реформирование управления речным транспортом, неправильно выбранные приоритеты развития речного транспорта, необоснованные, а иногда просто ошибочные решения, связанные с развитием флота и внутренних водных путей, и др.
Если проанализировать развитие речных перевозок, то окажется, что эффективность речных перевозок стала падать с конца 60-х годов, а именно, с принятия в 1967 г. Минречфлотом России решения об увеличении гарантированной глубины на ЕГС с 365 см до 400 см. Именно с этого момента началось необоснованное строительство крупнотоннажных самоходных судов с большой осадкой. Суда строились, а объявленные на ЕГС глубины, не обеспечивались, в результате чего крупнотоннажный флот стал ходить с недогрузом, а мелкотоннажный и среднетоннажный флот потерял в скорости по причине эксплуатации крупнотоннажных судов.
Несмотря на то, что с 1967 г. прошло уже 43 года, гарантированная глубина 400 см на ЕГС до сих пор не достигнута, и, судя по всему, при разумном отношении к природе и средствам налогоплательщиков, достигнута быть не может. Да и необходимости в этом нет. Зачем губить реки и строить новые гидроузлы, если объем перевозимых речным транспортом грузов не превышает 1 процент от общего объема грузоперевозок в стране.
Вместе с тем, до сих пор приходится слышать, что на ЕГС нужна гарантированная глубина 400 см, что для этого необходимо построить новые гидроузлы и наполнить водохранилища в центральной части России, а также увеличить пропускную способность тех или иных шлюзов и будет чуть ли не катастрофа, если этого не сделать.
Следует сразу сказать, что это либо от лукавства, либо от непонимания реальных проблем, сложившихся на речном транспорте. Наиболее вероятно второе, поскольку никто не утруждает себя посчитать и понять, что проблем с водными путями и их пропускной способностью сегодня не существует. Свободные реки, при разумном строительстве флота, как правило, никогда не лимитируют грузопотоки. Шлюзованные участки рек на сегодняшний день в большинстве случаев загружены на 20 – 30 процентов, а некоторые и того меньше.
Сложившееся положение в речной отрасли наглядно подтверждает, что речной транспорт уже практически вышел из транспортной системы России и значимого влияния на экономику страны не оказывает. Более того, он продолжает сдавать свои позиции и если в ближайшее время не будут приняты кардинальные меры, фактически прекратит свое существование, что будет позором для страны, имеющей самую протяженную, самую разветвленную и весьма совершенную сеть внутренних водных путей.
Некоторые специалисты определенные надежды в развитии речного транспорта связывают с принятием Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020года. Представляется, что данные надежды иллюзорны, поскольку Транспортная стратегия ничего нового не несет и кроме того базируется на старых подходах Минречфлота, которые себя не только не оправдали, но и являются ошибочными.
Не даст результата и созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 марта в 2007 г. № 394 Объединенная судостроительная корпорация. Она может только оживить разговоры о речном судостроении, но поднять заржавевший якорь проблем она не сможет, поскольку проблемы носят комплексный и системный характер.
Для решения накопившихся проблем речного транспорта необходимы кардинальные меры, направленные, прежде всего, на:
-разработку и системное продвижение четко продуманной государственной политики в области речного транспорта и внутренних водных путей;
-совершенствование системы управления речным транспортом;
-повышение конкурентоспособности речного флота и строительство судов нового поколения;
-оптимизацию структуры флота, учитывающей мировой опыт и реальные условия судоходства по водным путям России;
-разработку и совершенствование законодательного, нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения;
-восстановление отраслевой науки и осуществление поисковых и перспективных научно-исследовательских проработок и т.д.
Но начинать необходимо с серьезного пересмотра системы и структуры управления речным транспортом. В таком виде она существовать не должна, поскольку не направлена на решение основных задач, стоящих перед речным транспортом.
В 2004 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 314 «О совершенствовании системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», в результате чего произошло объединение морской и речной служб Минтранса России. Структура управления речным транспортом претерпела серьезные изменения и фактически растворилась в Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Наиболее квалифицированные специалисты речного флота были уволены, а вместо них появились всевозможные блуждающие менеджеры, далекие от речного транспорта. Власть снова наступила на грабли, позабыв, что это уже было в 1953 г. Но тогда быстро поняли, что объединив Министерство речного флота и Министерство морского флота допустили серьезную ошибку и в июле 1954г. министерства разъединили.
На сегодняшний день службы морского и речного транспорта в объединенном состоянии находятся уже в течение 6 лет. Каких-либо положительных результатов это не дало. Отрицательных результатов же более чем достаточно. Отсюда наиболее важной задачей, направленной на восстановление и развитие речного транспорта России является выделение из состава Росморречфлота функций и полномочий речного транспорта и создание на их основе новой системы управления речным транспортом. Причем создание этой системы должно быть подкреплено федеральным законом, что позволит избежать желания новых начальников речной отрасли реформировать систему управления под себя. Увеличения финансовых затрат при создании новой системы управления это практически не потребует, но результат положительный обязательно даст. Причем выиграет от этого не только речной транспорт, но и морской.
Говоря о системе управления речным транспортом, нельзя не сказать о кадровой политике, которая ни в Минтрансе России, ни в Федеральном агентстве морского и речного транспорта, к сожалению, не направлена на достижение конкретных результатов речного транспорта. Сегодня в Минтрансе России и Федеральном агентстве морского и речного транспорта практически не осталось специалистов. Менеджеры с сомнительными дипломами занимаются техническими вопросами, в том числе и безопасностью на водных путях и гидротехнических сооружениях. Технических специалистов практически не слышно. Их точка зрения по вопросам эксплуатации и безопасности потенциально опасных и уникальных объектов до высшего руководства, как правило, не доходит. Характерным примером является специальность гидротехника. Ни в Минтрансе, ни в Агентстве сегодня специалистов гидротехников нет даже на уровне начальника отдела. Но и Министерство, и Агентство занимаются безопасностью гидротехнических сооружений. Делаются доклады о реализации Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», принимаются планы по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, выбиваются и выделяются деньги на содержание и развитие гидротехнических сооружений и т.д и т. п. Серьезные кадровые проблемы назревают и в низовых звеньях речного транспорта. Здесь также ощущается кадровый голод, что в конечном итоге может привести к тяжелым авариям на флоте и ГТС.
Отсюда разработка и реализация четко продуманной кадровой политики имеет для речного транспорта первостепенное значение. Без решения этого вопроса речной транспорт развиваться не сможет и поэтому будет обречен на безвременную кончину в затонах и на берегах великих рек России: Волги, Дона, Оби, Енисея, Лены, Амура и др., что станет очередным подтверждением безответственности и бесхозяйственности на государственном уровне.
В целях решения проблем речного транспорта необходимо также заняться восстановлением современной отраслевой науки, поскольку только наука в состоянии вести перспективные проработка и предложить крупные системообразующие проекты, способные вернуть речному транспорту былую славу и уважение. Как первый шаг в этом направлении должно быть восстановление Научно-исследовательского института экономики водного транспорта, фактически прекратившего свою деятельность из-за близорукой политики руководителей Росморречфлота. Потребуется также создание современных научно - исследовательских лабораторий, существенное увеличение финансирования научных исследований и привлечение в науку молодежи, без которой перспективы возрождения науки будут весьма туманны.
Отсюда, для возрождения важной роли речного транспорта и востребованности его субъектами экономики нужны новая государственная политика в области речного транспорта, принципиально новая система управления речным транспортом, экономически оправданная и эффективная структура управления, повышение ответственности за действия и бездействие, которые наносят ущерб речному транспорту, законодательное, нормативно-правовое, нормативно-техническое обеспечение, а также кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы. Отсиживаться в тихой заводи или плыть по течению дальше нельзя, пора проявлять инициативу и принимать не спонтанные, а научно-обоснованные решения, направленные на подъем речного транспорта.
Речной транспорт, являющийся во всем мире самым экономичным, самым экологичным и самым безопасным видом транспорта, должен стать таким и в России. Путевые условия для этого есть. Нужно добавить к этому немножко.
Кривошей В.А.
Президент НТЦ «Вода и люди: XXI век»,
доктор технических наук д.т.н.,
лауреат Премии Правительства России