О результатах научно-исследовательской работы по Государственному контракту от 13 сентября 2013 года №10 – ГК/ФЦП-2013 по реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» по научному обоснованию мероприятий, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов и устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы
Немного истории:
В начале 2013 года, от сотрудника МПР России, курировавшего направление научно-исследовательских работ в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», а также от ряда сотрудников ФГБУ «Центр развития ВКХ», Некоммерческому партнёрству «Национальный центр водных проблем» поступило предложение сформулировать задание для научно-исследовательской работы в бассейне р.Волги. Думаю, что аналогичные предложения поступили и другим организациям.
НП «НЦВП» подготовило предложение и передало их в ФГБУ «Центр развития ВКХ». Предлагалось провести работы на всей территории бассейна р.Волги, которые бы включали в себя большой комплекс исследований с созданием полноценной многоуровневой географической информационной системы всего бассейна р.Волга, сопровождаемой проблемными модулями, которые бы позволяли решать ряд актуальных прикладных задач. Результаты научно-исследовательской работы должны были включать в себя:
- анализ экологического состояния бассейна р.Волга, с более детальной проработкой по Нижней Волге;
- рекомендации по расширению (ограничению) транспортных возможностей Единой глубоководной системы Волжского бассейна, при сохранении экологического потенциала Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги;
- автоматизированную информационную систему, обеспечивающую органы управления водными объектами Волги необходимой информационной и интеллектуальной поддержкой;
- компьютерную интерактивную систему регулирования режимов работы водохранилищ всего Волжско-Камского каскада;
- компьютерную гидрологическую модель нижнего бьефа Волжского гидроузла;
- автоматизированную систему прогноза паводковой опасности в бассейне Волги применительно к бассейнам притоков 2-4 порядка, на основе учёта динамики развития паводкоопасных факторов во времени;
- автоматизированную систему определения ущерба от наводнений в бассейне р.Волги;
- автоматизированную систему анализа данных мониторинга водных объектов в режиме реального времени, применительно к бассейну р.Волги.
Работы предусматривались на три года с общим финансированием 90 млн. рублей.
Прошло некоторое время и люди, которые просили нас дать видение проблем Волги, уволились (или их уволили), а в августе 2013 года ФГБУ «Центр развития ВКХ» объявило конкурс на выполнение научно-исследовательской работы, целью которой являлась «разработка научно обоснованной Концепции, определяющей комплекс мер и мероприятий, реализация которых обеспечит в Волго-Ахтубинской пойме, дельте Волги и зоне Западных подстепных ильменей». И на такие «научные обоснования» ФГБУ ««Центр развития ВКХ» выделяло 279 000 000 (двести семьдесят девять миллионов) рублей .
В первом этапе научно-исследовательской работы предусматривалось проведение следующих работ:
- аналитическое исследование природных явлений и процессов, определяющих экологическое состояние региона Нижней Волги;
- анализ нормативных правовых и методических документов, механизмов принятия решений в области использования и охраны водных и природных ресурсов региона Нижней Волги;
- составление структурного план концепции рационального использования водных ресурсов и устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса в Нижней Волге, сохранение уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы с описанием содержания каждого раздела;
- разработка методологии обоснования приоритетных мероприятий, направленных на рациональное использование водных ресурсов и устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы.
На всю эту наукообразную компиляцию календарным планом предусматривалось 48 млн. рублей.
Следует отметить, что на разработку Проекта правил использования водных ресурсов водохранилищ Нижней Волги, в процессе разработки которого был проведён огромный объём аналитической работы, Росводресурсами было выделено 30 миллионов рублей. А на разработку СКИОВО Нижней и Средней Волги – 32 млн. рублей. Причём, в обеих этих работах, по условиям технического задания, предусматривалось выполнение всего того, что по условиям рассматриваемой научно-исследовательской работы должно получить концептуальное и научное обоснование (?!) Фактически, в настоящее время разработаны основные документы по использованию и охране водных объектов Волги, и, несмотря на это, выделяются достаточно большие деньги на разработку «структурного плана концепции» и «методологии обоснования приоритетных мероприятий». И при этом научным руководителем темы является Заместитель директора ИВП и ученый секретарь НТС Росводресурсов М.Болгов. Или параллельные миры действительно существуют, или мы имеем дело с проходимцами, которые поставили под контроль бюджетные потоки, выделяемые на решение проблем в области использования и охраны водных ресурсов.
Во втором этапе работ предусматривалось выполнение исследований гидравлических, гидроморфологических, гидрологических процессов и режимов при различных вариантах прохождения половодья по Нижней Волге – стоимость 171 млн. рублей. В данном случае техническим заданием предусматривалось проведение комплекса полевых исследований в нижнем бьефе Волгоградского водохранилища, в результате которых должна была быть получена информация:
- о состоянии мостовых переходов, переходов через водотоки нефте- и газопроводов, прочих гидротехнических и руслорегулирующих сооружений;
- актуализированная топооснова масштаба 1:10000 (8500 км²);
- результаты промерных работ в русле р.Ахтуба и на основных протоках с дискретностью, необходимой для гидрологического моделирования (150 км через 50 м) (три тысячи сечений В.В.);
- результаты промерных работ в основном русле р.Волга на участке его просадки в нижнем бьефе с дискретностью, необходимой для гидрологического моделирования (начиная от Волгоградского гидроузла 20 км через 100 м; далее 150 км через 500 м) (200 сечений и 300 сечений В.В.);
Следует напомнить, что модератором всех научных направлений в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса России Российской Федерации в 2012-2020 годах» является Институт водных проблем РАН.
- результаты промерных работ в районе узла разветвления в вершине дельты р. Волга (включая вододелитель) на протяжении 20 км через 100 м. (начиная от узла разветвления в вершине дельты) (200 сечений В.В);
- актуализированная схема гидрографической сети дельты р. Волга масштаба 1:25 000;
- результаты исследования территории с целью изучения возможности подачи воды в р. Ахтуба непосредственно из Волгоградского водохранилища для обеспечения требуемого режима проточности Волго-Ахтубинской поймы (актуализация топографических материалов проводится в масштабе 1:2000 – 32 км²);
- результата рекогносцировочного обследования дамбы вододелителя на участке 100 км;
- результаты рекогносцировочного обследования зоны Западно-Подстепных ильменей с целью оценки состояния водных объектов, средств и трактов водоподачи (выявление объектов транспортной инфраструктуры и системы инженерной защиты, влияющих на водный режим с актуализацией топоосновы М 1:10000 и обеспечением высотной привязки уровней воды с точностью не менее 3 см по основным уровнемерным постам);
- гидрографическая схема Западно-Подстепных ильменей по материалам космической съемки за 2 сезона с привязкой к нулю постов;
- результаты рекогносцировочного обследования участков Нижней Волги, подверженных размывам, оползневой опасности и другим негативным воздействиям.
Все материалы полевых исследований и результаты актуализации картографических материалов должны представляться Заказчику в цифровых ГИС- совместимых форматах.
Виды и объёмы работ предусмотренных во втором этапе вызывают рад вопросов:
- почему перечисленные выше виды работ отнесены к научно исследовательским работам?;
- как эти работы могут быть соотнесены с работами первого и последующих этапов работы?;
- почему на наукообразные концептуальные измышления предусмотрено 108 млн. рублей, а на большой объём полевых исследований, которые должны быть проведены в течение двух полевых сезонов, - 171 млн. рублей?;
- реально ли выполнить такой объём работ за два полевых сезона, если нет существенного задела; а если задел есть, то об этом должна быть информация в конкурсной документации (следует отметить, что ГИС-проект Волго-Ахтубинской поймы мне довелось видеть лет 7 тому назад, выполнялись ранее и другие работы перечисленные в техническом здании);
- реально ли провести одномоментный замер уровней воды по 3000 сечений, ибо только одномоментный замер по всему руслу позволит дать информацию, которую можно будет использовать для гидрологического моделирования, так как мы имеем дело с постоянно меняющимся, в результате регулирования режима Волжской ГЭС, расходом воды;
- зачем проводить работы с целью получения данных для создания гидрологической модели, если сама модель не является отчётным материалом?;
- зачем проводить рекогносцировочные работы с целью выявления опасных экзогенных явлений, если есть государственные учреждения, которые ведут мониторинг этих явлений?;
- кто проверял объём и качество выполненных полевых работ, и как это нашло отражение в отчётных материалах?
Авторы технического задания, они же и исполнители, учитывая их давние и дружеские связи с энергетиками, не могли, конечно, не заложить в техническое задание проблемы, которые интересуют энергетиков. Так в перечисленных выше работах второго этапа говорится об исследованиях направленных на «изучение возможности подачи воды в р. Ахтуба непосредственно из Волгоградского водохранилища для обеспечения требуемого режима проточности Волго-Ахтубинской поймы». Выглядит, как забота о дополнительном обводнении Волго-Ахтубинской поймы, но на самом деле речь идёт о строительстве еще одного гидротехнического сооружения. Следите за руками…
По результатам третьего этапа работ должна была быть разработана «Концепция рационального использования водных ресурсов и устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранения уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы» – 38 млн. рублей.
В данном случае следует немного остановиться на понятийном смысле слова «концепция». Обычно под концепцией понимается определённый способ понимания или трактовки каких-либо явлений, а сама концепция должна определять стратегию действий. Из чего логично сделать вывод, что после того, как под научным руководством М.Болгова будет разработана «Концепция рационального использования водных ресурсов и устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранения уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы», должны быть выделены деньги на разработку стратегии - общего, недетализированного плана мероприятий на длительный период, а затем, естественно, и на разработку тактики - инструмента реализации стратегии.
По сложившейся у нас практике каждая предыдущая наукообразная деятельность должна служить обоснованием последующей наукообразной деятельности, и выделенные миллионы на трактовку проблем Нижней Волги М.Болговым, которые всем давно известны, потребуют в дальнейшем, естественно, своего развития. Познание, ведь, вечный процесс, особенно, если деньги халявные.
В четвёртом, заключительном, этапе работы предусматривалось составление «перечня научно обоснованных приоритетных мероприятий (на основе вариантных проработок), обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов и устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы» – 22 млн. рублей (?!)
Не так часто из клюва вороны выскакивает такой большой кусок сыра…
Просто, халява, сэр!!!
НП «НЦВП» получило от одной организации, которая решила поучаствовать в конкурсе, предложение стать соисполнителем данной работы. Предложение было принято, и НП «НЦВП» предоставило своё видение проблем, а также концепцию научно-исследовательской работы, в которой были отмечены все проблемы требующие своего решения на Нижней Волге. Из чего также следовало, что нужна не концепция за сотню миллионов, а проведение конкретных работ, так как все проблемы Нижней Волги давно известны и кочуют из одного научного отчёта в другой.
Но всё прошло так, как и задумывалось теми, кто всё это задумал. Правда, говорят, что у тех, кто сочинил техническое задание и намеревался выполнять работу, возникло некоторое нервное волнения, когда они увидели конкурентов, и даже имело место посещение министра директором ИВП по этому вопросу.
Конкурс выиграло ФГБУ «Государственный океанографический институт имени Н.Н.Зубова», которое подавало заявку, где в качестве соисполнителя присутствовал и Институт водных проблем, а научным руководителем работы стал Заместитель директора ИВП М.Болгов.
Следует отметить, что в письме Министру природных ресурсов и экологии, НП «НЦВП» обращало внимание на проблемы, которые могут возникнуть с данной работой, так как разрабатывать концепцию за такие деньги не совсем прилично, да и исполнители вызывают сомнение (письмо есть на сайте НП «НЦВП», ответ на него не был дан).
В настоящее время следует признать, что всё произошло так, как мы и предполагали. Вместо венских стульев стали делать скамейки из горбыля.
Как следует из сайта ФГБУ «Центр развития ВКХ», уже выполнено два этапа работы, которые приняты, естественно, без особых проблем.
НП «НЦВП» обратилось в ФГБУ «Центр развития ВКХ» с просьбой дать возможность ознакомится с результатами первых этапов научно-исследовательской работы, чтобы высказать свои замечания, но нам в этом отказали . В результате пришлось запрашивать работу в ФГБУ «Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук» (ВИНИТИ РАН)», которые всегда готовы предоставить любую научно-исследовательскую работу за плату. Так, за результаты первого этапа рассматриваемой работы нами было заплачено около десяти тысяч рублей. Жаль, конечно, платить такие деньги за наукообразную компиляцию, но установление истины и выявление проходимцев от науки также требует денег и, к сожалению, не бюджетных. Бюджет, по установившейся традиции, как-то послушно идёт туда, где его «пилят».
Анализ первого этапа работы будет вывешен на сайте через несколько дней.
Когда ФГБУ «Центр развития ВКХ» начинал свою работу, то много говорилось об открытости и о том, что все работы будут доступны на их сайте.