Некоммерческое партнёрство "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВОДНЫХ ПРОБЛЕМ"

О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ

Доклад президента Некоммерческого партнёрства «Национальный центр водных проблем»
доктора технических наук В.А. Кривошея

Сегодня на водных объектах имеется три крупные проблемы:

  • Первая проблема непосредственно связана с качеством воды водных объектов. Более 50 процентов населения употребляют воду, не соответствующую требованиям стандартов. Из-за болезней ежегодный ущерб для экономики и населения превышает 70 млрд. рублей.
  • Вторая проблема связана с безопасностью гидротехнических сооружений. Аварийность на российских ГТС превышает среднемировой показатель в 2,5 раза. Ежегодно на ГТС происходит до 60 аварий со средним ущербом в действующих ценах до 10 млрд. рублей.
  • Третья проблема касается вредного воздействия вод в период прохождения половодий и паводков. От наводнений страдают тысячи людей. Общий ежегодный ущерб превышает 40 млрд. рублей.

Особенностью первой проблемы является ее незаметность. Она незаметно наносит вред экономике и тихо убивает людей. Вторая и третья проблемы всегда на виду, их трудно не заметить. Они всегда вызывают значительный общественный резонанс. Создаются всевозможные комиссии по расследованию причин случившегося, возбуждаются уголовные дела, делаются различные заявления, но опять необходимых решений по недопущению подобного в будущем не принимается.

За последние двадцать лет аварий и катастроф было множество.

В 1993 г. в Свердловской области было разрушено Киселевское водохранилище, в результате чего был затоплен город Серов, а общий ущерб по некоторым данным в ценах 1993г. составил 63.3.млрд. рублей.

В 1994г. в Башкортостане была разрушена Тирлянская плотина. Погибло 29 человек, а ущерб в ценах 1994г. составил 52.3 млрд. рублей. В этом же году разрушена западная нитка самого большого в мире Пермского шестикамерного шлюза. До сих пор это сооружение не восстановлено.

В 1998 г. в результате мощных заторов на средней и нижней Лене в зоне затопления оказались 203 населенных пункта с населением более 500 тыс. человек. Были затоплены 15403 жилых дома, из которых полностью были разрушены 483. 52 тыс. жителей были эвакуированы, 26 человек погибли. Суммарный ущерб от наводнения составил более 2 млрд. рублей.

В 2001 г. в результате затопления г. Ленска были полностью разрушены 2692 дома и повреждены 1527 домов. Из зоны затопления пришлось эвакуировать 41 тыс. человек. Общий ущерб составил более 8 млрд. рублей.

В 2002г. в результате разрушения напорного фронта Невинномысского гидроузла на р. Кубань в Южном Федеральном округе было разрушено и повреждено около 40 тысяч домов, пострадало примерно 380 тысяч человек, погибло 114 человек. Общий ущерб превысил 18 млрд. рублей.

Не менее сложной оказалась ситуация в 2005, 2006 и 2007гг., когда также были затоплены тысячи домом и важнейших объектов экономики.

К сожалению, должных выводов сделано не было, в результате чего мы получили новую, еще более страшную аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. Погибло 75 человек, а ущерб составил примерно 40 млрд. рублей.

В 2011г. затоплен пассажирский теплоход «Булгария» с гибелью 122 человек, а в 2012г. затоплен г. Крымск с гибелью более 170 человек.

Все идет по нарастающей. И причины этого не в природе, не в изменении климата, а прежде всего в отсутствии эффективной системы управления водным хозяйством и не способности принимать превентивные меры. Водное хозяйство раздроблено и управляется отдельными министерствами и ведомствами, владеющими, в основном, производственными фондами водного хозяйства. Сотни разрозненных государственных организаций и их филиалов, работающих на водных объектах и гидротехнических сооружениях, дублируют и решают схожие задачи. При этом даже на одном гидроузле могут работать несколько эксплуатирующих организаций, подведомственных различным министерствам и ведомствам, - работать по своему разумению, имея различную нормативно-правовую и нормативно-техническую базу, различный эксплуатационный персонал и различную охрану.

Характерным примером неразберихи в водохозяйственном комплексе является в первую очередь Краснодарский край. На реке Кубань, например, расположены пять крупных гидроузлов, принадлежащих разным ведомствам. Усть-Джегутинский и Невинномысский гидроузлы находятся в ведении Минсельхоза России, Краснодарский – в ведении Федерального агентства водных ресурсов, Федоровский – в совместном ведении Минсельхоза России и Федерального агентства морского и речного транспорта, Тиховский – в ведении Минсельхоза России. Крупные судоходные шлюзы, входящие в эти гидроузлы, также подведомственны различным организациям. Краснодарский судоходный шлюз находится в ведении Федерального агентства водных ресурсов, Федоровский – в ведении Минсельхоза России и Федерального агентства морского и речного транспорта, два судоходных шлюза Тиховского гидроузла – в ведении Минсельхоза России. Естественно, в таких условиях обеспечить безопасность на водных объектах и эффективно использовать государственное имущество практически не возможно. Тем более, что никакой слаженной политики в области водного хозяйства не существует, координации действий не осуществляется.

Положение, в части обеспечения безопасности на водных объектах и эффективности использования государственного имущества, усугубляется не укомплектованностью организаций квалифицированными специалистами. Специалистов нет ни в МПР России, ни в Минтрансе России, ни в Минсельхозе России. Нет квалифицированных специалистов и в федеральных агентствах, а отсюда нет и четкого понимания, что нужно делать.

В этих условиях Федеральные органы исполнительной власти не могут адекватно реагировать на происходящие на водных объектах процессы, и тем более, не могут определить цели, поставить задачи и выделить приоритеты для изменения ситуации к лучшему. Золотой дождь, пролившийся в последние годы на водные объекты, решить задачу эффективного использования водного хозяйства страны и обеспечения безопасности на водных объектах не может.

Серьезного внимания требует нормативно-правовое обеспечение. Введенный в действие с 01.01.2007г. Водный кодекс Российской Федерации не учитывает имеющиеся на водных объектах проблемы и еще больше усложняет и запутывает взаимоотношения между собственником водных ресурсов и водопользователями. Плохо выполняется действующее законодательство, не своевременно разрабатываются технические регламенты и др.

Исходя из изложенного, и в целях преодоления негативных тенденций на водных объектах России, представляется целесообразным кардинальное изменение существующей системы управления водными объектами, существенное изменение водного законодательства и повышение профессионального уровня управленческих кадров соответствующих ведомств.

Только в этом случае могут быть достигнуты результаты по минимизации негативных последствий на водных объектах.