Некоммерческое партнёрство "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВОДНЫХ ПРОБЛЕМ"

О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Семинар «Повышение эффективности организации и проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений», г. Уфа 28-29 мая 2015 г.

Тезисы доклада В.А. Кривошея

С момента принятия Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" прошло почти 18 лет. За это время вышел ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, разработаны нормативно-правовые и нормативно-технические документы Ростехнадзора.

На сегодняшний день можно сказать, что необходимая нормативная база в основном сформирована и позволяет на достаточно высоком уровне осуществлять весь процесс декларирования безопасности гидротехнических сооружений, включая экспертизу деклараций безопасности.

Но есть вопросы, которые следует уточнить. Прежде всего, следует обратить внимание на форму декларации безопасности. Сегодня она не в полной мере соответствует постановлению Правительства от 06.11.1998г. № 1303 и это может вызывать определенные сложности при декларировании безопасности. Предлагается разделы I, IV и VI формы декларации привести в соответствие с названным постановлением Правительства Российской Федерации.

Кроме того, в Декларацию безопасности следует внести все дополнения, предусмотренные приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2011г. № 625. В результате будет цельная форма декларации, которую не нужно будет сверять с различными нормативными актами.

Исключительно важным является вопрос разработки критериев безопасности. С момента утверждения Госгортехнадзором Инструкции о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния сооружений прошло уже 13 лет. За это время наработан значительный опыт, который необходимо обобщить и использовать для выпуска новых актуализированных рекомендаций или указаний по разработке критериев безопасности.

Следующий вопрос касается неснижаемого запаса для предотвращения и ликвидации возможных аварий. При разработке декларации безопасности этот вопрос возникает достаточно часто, но ни по строительной части, ни по механической части он не оговорен. По судоходным гидротехническим сооружениям, например, такой неснижаемый запас определен и утвержден руководителем Агентства. По сооружениям поднадзорным Ростехнадзору, такого определения и утверждения нет, поскольку речь здесь идет не об одном собственнике или эксплуатирующей организации, а о сотнях и даже тысячах собственников и эксплуатирующих организаций. Но в любом случае этот вопрос как-то надо оговорить, возложив, возможно, ответственность за разработку неснижаемого запаса на собственника или эксплуатирующую организацию, с согласованием его в органе надзора.

Буквально два слова по локальной системе оповещения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации локальная система оповещения должна иметься на сооружениях 1 - 2 классов. Но, к сожалению, ЛСО имеют не все сооружения и поэтому нужно определиться как быть в том случае, если ЛСО по каким-то причинам отсутствует.